- СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
- (sociology of the family) - социологическое исследование, направленное на описание и объяснение образов жизни семьи и разновидностей ее структуры. В этом смысле направление тесно пересекается с изучением родства. Одна из линий прослеживается в социальной антропологии. Это — сравнительный анализ структур родства и семьи, в связи с чем важное значение приобрели эволюционные оценки преобразования структур семьи. Кроме того, над многими исследованиями вплоть до 1960-х гг. доминировала функционалистская теория семьи, связанная главным образом с "универсальными" функциями, выполняемыми ею, и отличительными географически формами нуклеарной семьи, которые возникают в соответствии с определенными функциональными потребностями индустриальных обществ. Более критический подход к проблеме возник в 60-х гг. под влиянием феминистского анализа социальной науки (например, Морган, 1975). Завершающей линией, имеющей длинную родословную, являются марксистские критические анализы семьи с особым интересом к отношениям собственности и структуры семьи. Функционалистская теория признавала за первичной единицей семьи (независимо от того, включена ли она или нет в более широкие социальные отношения) выполнение следующих социальных функций: (а) регулирование сексуальной деятельности; (б) рождение детей и определение отношения родства; (в) первичную социализацию детей; (г) обеспечение парой взаимной эмоциональной поддержки. Их можно считать основными, но семья обычно выполняет и вспомогательные функции, хотя все более разделяет их с другими агентствами ("эрозия функций"). Они включают: (д) обеспечение жильем и домашними услугами, а также общая экономическая поддержка семейной группы; (е) обеспечение здравоохранения и благосостояния; (ж) помощь в течение длительного периода в получении образования в современных обществах. Толкотт Парсонс — ведущий представитель функционалистско-го анализа — также утверждал, что в рамках семейной единицы мужчина выполнял инструментальные роли, а уделом женщины обычно были "экспрессивные" роли. Критика функционалистского представления и альтернативные социологические оценки современных структур семьи поставили в центр многие пункты и подняли ряд общих проблем: (а) существование большого разнообразия форм семьи в современных, а также традиционных обществах; (б) историческое сверхупрощение различия понятий "расширенная — нуклеарная" применительно к доиндустриальному и промышленному обществам, ибо нуклеарная семья встречается и доиндустриализма (см. Историческая демография), а значение расширенной сохраняется в индустриальном обществе (как показано Ян-гом и Уилмоттом, 1957); (в) эмоциональные и тесные узы семьи скрывают высокую степень конфликта и во многих случаях фактическое насилие, посему изучение проблем может проводиться последовательно (см. также Избиение жены); (г) важность анализа с точки зрения отношений власти и авторитета, а также экономических отношений; (д) в лучшем случае, функционалистская ""семья" [особенно функции (а) и (б)] — это не название объекта, который универсален, а понятие, имеющее универсальное применение" (Харрис,; 1985); (е) трудность идентификации семейной группы в доиндустриальных простых обществах. Именно по этой причине термин «семья" относительно мало использовался в социальной антропологии. См. также Брак; Развод и разлучение супругов.
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.